Звуки [ж, ш], буквы Ш, ш, Ж, ж

-    Можно использовать для проверки записи, сделанной под диктовку, те же карточки, что и при списывании? (Да.)

-    Внесем нужные карточки в нашу таблицу. (Таблица дополняется двумя карточками под цифрой 7.)

Теперь работа в прописях выглядит так:

Подведение итогов урока

-    Чему мы учились сегодня на уроке? (Писать под диктовку буквы, слоги, предложения.)

-    Чтобы не было ошибок в наших записях, о чем мы с вами сегодня договорились? (Пока мы не узнаем, как выбирать нужные буквы для обозначения безударных гласных звуков, надо внимательно слушать подсказки.)

-    Какие звуки может обозначать буква «эс»? (В прописях на с. 19 в схемы вставляются обозначения твердого и мягкого согласных звуков.)

Звуки [ж, ш], буквы Ш, ш, Ж, ж. Знакомство с обозначением ударного гласного звука [ы] буквой и в сочетаниях жи-ши

Азбука, ч. 1, с. 96-97 Метод. рек. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., с. 47; Бетеньковой Н.М., с. 199

Комментарий. Важной составной частью орфографической работы в период обучения грамоте является знакомство с правописанием сочетаний жи-ши. Особенность реализуемого подхода в том, что на данном этапе обсуждаются преимущественно «чистые» случаи – когда гласный в сочетаниях ударный. При этом дети «открывают» тот факт, что на месте ударных гласных бывают «опасности» письма. На уроке таблица с их перечнем дополняется новой частью.

Фрагмент урока

З а д а ч а: познакомить учащихся с «опасностью письма» на месте ударного гласного звука в сочетаниях жи-ши.

-    Послушайте два предложения и найдите слова, которые называют действия: Девочка мыла руки; Девочка шила кукле платье.

-    О ком говорится в предложениях?

-    А какие действия девочки названы?

-    Проведем звуковой анализ слов мыла и шила. (Звуковой анализ выполняется уже по освоенному плану и завершается составлением звуковых схем.)

-    Найдите и отметьте в схемах «опасные места». Как будете действовать?

-    Какой звук в словах вы посчитали «безопасным местом»? (Звук [ы].)

-    Почему? (Звук [ы] – ударный, а ударным гласным звукам можно доверять.)

Ваш коментарий: