Традиционная педагогика

Традиционная педагогика слишком много внимания уделяет воспитанию, самонадеянно считая, что из «старого» легко можно сделать «нового» человека, всегда воспитать то, что нужно, а то, что не нужно, перевоспитать. Прежде чем воспитывать, сначала следует договориться: для чего, в какой степени и как. Существуют способности, в большей или меньшей степени подверженные воспитанию, а то, что поддается воспитанию, требует определенных условий и определенного времени. Здесь мы разрываем один корень школьных болезней: насилие над личностью— воспитание и самовоспитание того и в такой степени, чего нельзя воспитывать, не повредив здоровью и другим способностям.

В совокупности способности в большей мере наследуются, чем воспитываются. Но каждая способность по-своему чувствительна к наследственности и воспитанию, причем существуют такие способности, которые почти полностью наследуются или воспитываются.

В процессе формирования личности из того, что воспитывается, 50% дает мать, 38%—отец, 3% — школа, остальное— сверстники, бабушки, дедушки, другие старшие лица. Поэтому главная задача школы — учить, рационально используя то, что есть, но кое-что подправляя, сглаживая, усиливая.

Наследуются в основном психические качества. По нашим данным, 40% людей имеют акцентурированную психику, в том числе 15%—шизоидную из-за психической структуры родителей. Именно они предрасположены к психическим заболеваниям. Особенно большая угроза заболевания имеет место в подростковом возрасте, и долг учителей с родителями — знать таких учеников и вести социальный контроль. Уже это может уменьшить число психических заболеваний.

 

Comments are closed.