Результаты исследования

Исследование дало возможность лучше увидеть и опасности удаления образования от ресурсов, необходимых для успешного его существования и развития. На примере социально-гуманитарного образования отчетливо видно по материалам исследования, насколько важна и статусная, и материальная поддержка педагогического корпуса. Программа поддержки кафедр, наряду с другими подобными проектами, оказала огромное положительное воздействие на ее участников и на функционирование тех подразделений вузов, где она реализовывалась. Понятны опасения тех, кому повезло участвовать в Программе, относительно будущего их профессиональной деятельности. Оставшись без грантовой поддержки, не рассчитывая получить другие подобные ресурсы, они могут лишиться необходимых связей с коллегами, возможностей для полноценной научной деятельности и совершенствования педагогического процесса. Наиболее вероятные следствия — застой и провинциализм в кафедральной жизни, за которыми следуют в личностном плане неудовлетворенность своим трудом и фрустрация, а в плане профессиональном — неизбежное снижение уровня преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Наконец, нельзя не упомянуть об удалении университетов от их основных функций. Это также своего рода автономизация, хотя и в фигуральном смысле, но внимание к ней представляется чрезвычайно важным. Здесь — опасности, порождаемые утилитаризмом, прагматизмом, когда они завоевывают ведущие позиции в определении целей и способов деятельности вуза. Отчасти о них сказано выше. Следует добавить, что опасности порождаются не только устремленностью к выживанию или процветанию вуза любой ценой, включая снижение уровня подготовки. Они возникают также, когда преобладает нацеленность на производство кадров по профессиям в ущерб формированию мировоззрения. Это означает уход вуза от главных ценностей образования.

Избежать такого поворота в судьбе отечественного образования можно путем поддержки, развития, совершенствования социально-гуманитарного образования, его расширения, наконец, пропаганды его полезности и необходимости.

Ваш коментарий: