Специальные учебные заведения

Специальные учебные заведения открыли прием по профессиям, пользующимся сегодня спросом. Этот процесс принял лавинообразный характер. Стало происходить фактическое перепрофилирование вузов и других учебных заведений. Лавинообразно увеличивается и количество филиалов вузов. Растет число негосударственных учебных заведений. Этот процесс не опирается на информацию о реальной сегодняшней и завтрашней потребности в кадрах в ее структурном и количественном выражении.

Переориентация системы образования на спрос со стороны молодежи связана не только с отсутствием импульсов «сверху» или непосредственно от работодателей. Она является прежде всего вынужденной. Все звенья системы образования понесли значительные потери, в той или иной степени лишившись прежней финансовой поддержки государства. Система образования ищет ее у непосредственных потребителей услуг, действуя так, чтобы заинтересовать их своими предложениями.

Плюсы и минусы того, что учебные заведения «пошли навстречу» устремлениям молодежи, требуют специального рассмотрения. С одной стороны, смягчен застарелый конфликт между аспирациями молодежи и структурой системы образования. С другой стороны, весьма остры проблемы, связанные с трудоустройством тех, кто оканчивает учебные заведения, а по сути — с несоответствием структуры системы образования и потребностей народного хозяйства в кадрах. Работодатели же, в нынешних условиях избытка квалифицированной рабочей силы, за немногими исключениями, не заинтересованы в том, чтобы предпринимать целенаправленные усилия по подготовке кадров, не озабочены тем, чтобы молодежь лучше интегрировалась в рынок труда.

Представляется неадекватной функциям института образования такая ситуация, когда он лишь покрывает актуальные потребности экономики и не учитывает при этом устремления молодежи; в то же время, когда он ориентируется только на удовлетворение желаний молодых людей, абстрагируясь от состояния рынка труда, порождаются сегодняшние следствия этой тенденции — молодежная безработица и снижение уровня профессионального образования.

Ваш коментарий: