Естественный переход

Очень важно найти наиболее естественный переход от массовой к кружковой натуралистической работе.

Опыт многих школ показал, что дети возраста начальной школы больше всего интересуются животными. Недаром в начале организаций «живого уголка» для заинтересовывания детей прежде всего привлекаются животные — земноводные, рыбы, птицы. Нередко вокруг этого «уголка» и на базе его возникает и кружковая натуралистическая работа. Известно, что в начале только меньшинство детей проводит сознательные целевые наблюдения над живыми объектами. Большую часть детей увлекает не столько наблюдение, сколько кормление, приготовление и особенно взвешивание пищи, мытье кормушек и поилок, даже чистка клеток. Переменить воду в аквариуме или в банках с водными насекомыми — это не только удовольствие, это дело, в выполнении которого дети старательно совершенствуются, добиваясь того, чтобы вода была прозрачной, чтобы песок не содержал никакой мути и грязи. В процессе работы дети непроизвольно делают различные наблюдения, наталкиваются на открытия, задают учителю многочисленные вопросы. Все это дает прекрасный повод к возможности организации детей, особенно заинтересовавшихся упомянутыми работами, в кружок юных натуралистов.

Пример учительницы одной из челябинских школ, В. П. Мячковой, показывает, что хорошим стимулом для организации кружка может служить и уход за школьными растениями. Как- то Мячкова принесла в школу цветы. После уроков она стала поливать их, осматривать листочки, опрыскивать их от вредителей, дети с интересом следили за действиями учительницы, то и дело задавали разные вопросы. Увидев одно слабое растение, дети спросили учительницу, почему оно такое. Тут же решили пересадить его в другую банку. При пересадке учительница рассказала детям о значении корня. Потом стали пересаживать и некоторые другие растения, начали мыть зеленым мылом листочки, зараженные тлями, регулярно поливать растения и т. д.

Ваш коментарий: