Краеведческие кружки

1.   Программы внеклассных кружковых занятий в начальной школе изд. НКП, 1937 г. (программа и методические указания по проведению литературных кружков в начальной школе).

2.   С. Н. Луначарская, Литературные кружки в школе, изд. ЦДХВД (хотя эта брошюра предназначена для учащихся V—VI классов, но многие ее указания будут полезны и для кружков учащихся начальной школы).

Изучение окружения школы, ее района, имеет большое образовательное и воспитательное значение для детей.

«От близкого и виденного ребенку легко будет перейти к далекому, о котором учитель может сообщить, пользуясь лишь географической картиной, географическим описанием, географической картой», — так говорит объяснительная записка к курсу географии (см. «Программы начальной школы», М. 1938), указывающая на необходимость краеведческого подхода при из

учении ряда географических тем, организации экскурсий и наблюдений над природой. То же самое можно сказать и по отношению к курсу естествознания и даже по отношению к курсу истории.

Дети, изучая прошлое окружающего, будут воспринимать исторические явления, относящиеся к прошлому всей страны, более конкретно, более жизненно, следовательно, более правильно. 

Одно дело, когда дети узнают в обобщенной форме о крепостном праве или батрачестве в царской России, и совсем иное дело, когда ученик Чебаковской школы Багров читает записи, как его прадеда Лукьяна Багра пороли в 1761 году «за смутьянные разговоры про волю». «Как сжимались кулаки у ребят, — вспоминает учитель Н. М. Головин, — мы этого, — говорят они, — не допустили бы».

Эмоционально насыщенное знание детьми прошлого своего района укрепляет в них отвращение к угнетателям и эксплоататорам. Организованное собирание материала о прошлой жизни своего района помогает детям ярче представить себе картину лишений и страданий рабочего класса и крестьянства при капитализме. Собранный материал используется для сравнения, для оценки; конкретность, близость детям этого материала оказывает большое воспитательное влияние.

Ваш коментарий: