Великое настоящее

Но не только прошлое, — великое настоящее должно занять большое место в краеведческой работе школьников. Посещения правления своего колхоза, ближайшего совхоза, машинно-тракторной станции, завода, железнодорожной станции, мельницы и пр. конкретно ознакомят детей с организацией труда, с техникой производства, с улучшением материально-бытовых условий трудящихся, с ростом их культурного уровня и т. п. Все это в сравнении! с прошлым данного района наглядно и убедительно покажет детям достижения . социалистического строительства.

Большое значение имеет краеведческая работа и в том смысле, что она хорошо помогает развитию наблюдательности.

«Человек, не изощрившийся в наблюдении окружающей обстановки, — справедливо говорит одна из лучших московских учительниц географии, В. А. Рауш, — проходит мимо многого без интереса: «Река — как река, завод — как завод». Но если он исследовал сам хоть одну реку и поработал над исследованием процесса работы хотя бы на одном заводе, то при виде новой реки, нового завода он не пройдет безразлично мимо: в его голове зашевелится живая мысль, родится десяток вопросов, планов, критических замечаний. Он увидит то, чего не видел прежде, он

начнет размышлять над теми факторами, о которых он прежде и не подозревал».

Ценность краеведческого кружка еще и в том, что работа в нем может быть прекрасным отправным началом для организации ряда других кружков: географического, натуралистического, исторического. Работа краеведческого кружка идет по трем линиям: географической, естествоведческой и общественно-исторической, причем основное ударение может быть сделано или на первом, или на втором, или на третьем — в зависимости от местных условий и подготовленности руководителя. В одном случае основное внимание может быть уделено географии района, в другом — его животным, растениям и минералам, в третьем — историческому прошлому и современному состоянию района.

Ваш коментарий: