Вопросы детей

От вопросов детей не было отбою, — тогда учительница перевела беседы в русло регулярных занятий кружка.

Этот пример может служить для детей хорошим образцом естественного начала занятий кружка юных натуралистов.

Очень важно, чтобы кружок в подходящих случаях выносил свою работу за стены школы, придавал ей общественно-полезный характер. Одна учительница  давала в этих целях ребятам — членам кружка — соответствующие задания на дом, всячески поощряя устройство ими у себя дома или во дворе цветника, домашнего самодельного парничка, ящика с комнатными растениями и т. п. Руководитель кружка учил детей правильно ухаживать за растениями, делать записи и зарисовки в дневнике, знакомил их с происхождением (родиной) и биологическими особенностями этих растений и т. п. Перед летними каникулами устраивалась выставка комнатных растений, выращенных юными ботаниками.

Умение вести наблюдения за животными и растениями дается детям далеко не сразу — этому надо внимательно и систематически учить.

Методы кружковой работы следует всячески разнообразить. Кружок московской школы № 23 (руководительница т. Карпинская) прибегал в этих целях, помимо обычных методов работы в этих кружках, к различным играм, отвечающим специфике кружка, например, лото ботаническое и зоологическое, игр с карандашом и бумагой. Пример: игра «Хищные и травоядные»; выигрывает тот, кто напишет в течение 5 минут большее количество животных, причем они должны быть разнесены по двум графам: хищные и травоядные и т. п.

Применялся также прием «Занимательных вопросов» и ответов, например: Какой снег быстрее тает — чистый или грязный?— Грязный, потому что он темный; темные цвета поглощают больше солнечных лучей. Весной или летом цветет сирень?— Весной: лето считается со времени отцветения сирени, и т. п.

Ваш коментарий: